 |
Слева: Бензопила фирмы Stihl. |
|
Бензопила приводится в действие двухтактным
бензиновым двигателем внутреннего сгорания, соединённым через систему передачи
(редуктор) с пильной цепью. Замкнутая втулочно-роликовая цепь движется по
направляющей шине и несёт пильные зубья.
Запуск двигателя – ручным шнуровым стартёром. Зажигание – электронное, ротор
магнето, как правило, совмещён с маховиком и крыльчаткой вентилятора охлаждения.
Карбюратор – мембранного типа, что в сочетании с соответствующей системой забора
топлива из бачка даёт возможность двигателю нормально работать в любом
положении.
Бензопила имеет механизм автоматического сцепления, работающий по центробежному
принципу, благодаря которому на холостых оборотах цепь неподвижна и безопасна. В
случае, если нагрузка на двигатель при пилении превышает допустимую (например,
цепь заклинило), то автоматическое сцепление разорвёт (или ослабит до
допустимого уровня) передаточный момент на шину, и двигатель не заглохнет.
Современные бензопилы также имеют механизм тормоза, который сразу останавливает
цепь при отскоке шины в сторону пильщика, обрыве цепи и других аварийных
ситуациях.
Для смазки цепи и шины на современных бензопилах предусмотрен отдельный бачок с
достаточно вязким маслом и масляный насос с небольшой подачей. Может
использоваться обычное минеральное (нефтяное) масло, но в последнее время,
особенно в быту, получили распространение биоразлагаемые «цепные масла»
растительного происхождения, не имеющие к тому же неприятного нефтяного запаха.
За наличием масла и работой насоса необходимо следить, чтобы цепь не работала
«всухую», истирая шину. Простейшая проверка – направить шину работающей пилы на
чистую поверхность и на некоторое время «дать газ» – капельки масла, слетающие с
нормально смазываемой цепи, оставят след.
 |
Слева: Заправка пилы «цепным маслом». |
|
Периодически (в том числе и в процессе длительной непрерывной работы) необходимо
проверять натяжение цепи и подтягивать её соответствующим механизмом на шине
(это может быть регулировочный винт и крепёжные гайки шины, либо устройство, не
требующее дополнительного инструмента). Обычно требуется, чтобы под определённым
усилием оттяжки цепи её внутренние приводные зубья не выходили из канавки на
шине; точные требования содержатся в инструкции производителя.
У некоторых моделей шина крепится к редуктору таким образом, что позволяет её
фиксировать в горизонтальном или вертикальном положении, что даёт возможность
совершать пропилы, соответственно, в горизонтальной или вертикальной плоскости.
Многие модели бензопилы, особенно изначально предназначенные для использования
при валке леса, имеют возможность подключения выносного гидроустройства (так
называемого «гидроклина»), которое представляет собой исполнительный
гидромеханизм. Нагнетание рабочей жидкости (масла) в гидромеханизм
осуществляется бензопилой.
Известные марки бензопил:
-
«Дружба» – производство России
[1]
-
«Тайга» – производство России
[1]
-
«Урал» – производство России
[1]
-
«Husqvarna», – концерн Швеции
-
«Partner» – Швеция, с 2006 г. входит в
концерн Husqvarna
-
«Poulan» «Homelite» – фирмы США
-
«Stihl» – концерн Германии
-
«Oleo-Mac» «Efco» «Dinamak» – концерн EMAK
Италия
-
«Интерскол» – производство GGP
-
Hitachi – концерн Японии
-
Echo – концерн Японии (Yamabiko corp.)
-
Shindaiwa – концерн Японии (Yamabiko
corp.)
 |
Слева: Бензиномоторная пила «Дружба». |
|
[1]
С начала 2008 года российские бензопилы
«Дружба» и «Тайга» не выпускаются. Лицензионное производство бензопилы «Урал»
продолжается в Бийске.
Изображения:
Wikimedia Commons |