Россия имеет современный
политический строй и конституцию, которая отвечает международным
стандартам и гарантирует свободные выборы. Конституция 1993 года
существенно
отличается от всех советских конституций. Последние были, по сути,
пропагандистскими документами, полными коммунистических догм и
призванными скрывать монополию компартии на власть.
Новая Конституция является функциональным документом, который
соответствует
международным правовым нормам и требования современной политической
системы.
 |
Она определяет Российскую Федерацию как
демократичес-кое федеративное правовое государство с республиканской
формой правления. Она признает идеологический и
политический плюразлизм, принцип разделения властей и право
частной собственности. Она заявляет, что "человек, его права и
свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита
прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства." |
Новая Конституция гарантирует разделение исполнительных,
судебных, и законодательных властей и их независимость
друг от друга. Государственную власть в Российской Федерации
осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание,
Правительство Российской Федерации и суды Российской Федерации.
Конституция провозглашает идеологическое многообразие, свободу
мысли и слова, многопартийность и право
частной собственности. Каждому гражданину
гарантируются свобода и личная неприкосновенность, медицинская
помощь и
общедоступность и бесплатность дошкольного и среднего образования. В
число обязанностей граждан, по конституции, входят защита Отечества,
охрана природы и окружающей среды, уплата налогов.
Толкование статей конституции находится в компетенции
Конституционного Суда, который состоит из 19 судей, назначаемых
президентом и одобренных Советом Федерации. Поправки к Конституции могут только быть сделаны в форме
федерального конституционного закона, который вступает в силу после
его одобрения не менее чем тремя четвертями членов Совета Федерации, не
менее чем двумя третями депутатов Государственной Думы и
законодательными собраниями не менее чем двух третей субъектов
Российской Федерации. Еще более сложная процедура
предусмотрена для принятия поправок, которые влекут за собой изменения принципов
конституционного строя. В таких случаях может потребоваться проведение
референдума.
Все это серьезно затрудняет внесение поправок в Конституцию или пересмотр
ее статей. Это было сделано намеренно, чтобы не допустить повторения
прошлых ошибок, когда в предыдущую Конституцию, принятую в 1978 году,
было внесено более 300 поправок и
изменений, что только усиливало хаос и
политическую нестабильность начала 1990-ых годов.
На сегодняшний день не сделано ни одной
поправки к Конституции со времени ее принятия в 1993 году.
В этом смысле Конституция служит важным основополагающим документом,
который обеспечивает стабильность российского конституционного и
правового поля и облегчает продолжение прогрессивных
политических, социальных и экономических преобразований.