Вал отбора мощности (ВОМ) |
 |
Слева: Вал отбора мощности и узлы крепления и подъёма навесного
оборудования на колёсном тракторе. |
|
Вал отбора мощности (сокр. ВОМ) – узел
тракторов, передающий вращение от двигателя на навесное оборудование, активные
прицепы и другие механизмы.
По умолчанию трактора оснащаются задним ВОМом и, соответственно, задним
трёхточечным навесным устройством (трёхточкой). Для большинства задач этого
достаточно. Однако встречается техника, которая для удобства работы оператора
должна находиться перед оператором. В этом случае трактора могут оснащаться
передним ВОМом. Данная опция встречается достаточно редко.
ВОМ является основным рабочим органом для приведения в действие различных
навесных устройств, в том числе следующих типов:
Для работы с навесным оборудованием скорость
вращения ВОМ стандартизирована. Стандартные значения: 540 об/мин, 1000 об/мин.
Ряд тракторов оснащается возможностью переключаться между этими двумя
значениями.
 |
Слева: Малогабаритная косилка агрегатируется с мотоблоком через ВОМ. |
|
Рабочая часть вала отбора мощности – вал, он же хвостовик. К хвостовику
подключается карданный вал навесного орудия, реже гидронасос навесного орудия.
Существуют несколько стандартных типоразмеров хвостовиков. Вилка карданного вала
навесного устройства должна совпадать по типоразмеру с хвостовиком ВОМ. В случае
несовпадения возможна установка переходника на кардан. Но при большой нагрузке
на навесное устройство это снижает надежность.
На многих тракторах возможна замена хвостовиков с одного стандарта на другой.
Для работы с мощными навесными устройствами рекомендуется использовать
хвостовики ВОМа с 20 либо 21 шлицом.
Изображения:
Wikimedia Commons |