Популярные марки мотокультиваторов |
 |
Слева: «Крот» в работе. |
|
Мотокультиватор «Крот»
«Крот» — модель советского и российского мотокультиватора (мотоблока),
выпускающегося с 1983 года. Первый мотокультиватор, массовый выпуск которого
освоен в СССР.
«Крот» выпускается машиностроительными заводами Москвы и Омска.
Назначение — выполнение сельскохозяйственных работ на личных подсобных участках
(дача).
Описание конструкции
К редуктору прикреплена болтами рама (состоящая из двух полурам), трубчатые
рукоятки для управления мотокультиватором и кронштейн для прикрепления
дополнительных принадлежностей сзади культиватора. На рукоятках размещены органы
управления оборотами двигателя и сцеплением (на некоторых модификациях –
включения заднего хода).
На выходные валы редуктора надеваются почвенные фрезы диаметром 320 мм для
вспашки почвы, прополки от сорняков или колёса (для работы с окучивателем или
плугом, или для эксплуатации культиватора с тележкой).
К раме прикрепляется двигатель внутреннего сгорания, соединённый клиноремённой
трансмиссией с входным валом редуктора.
Для перекатывания культиватора имеются подъёмные колёса, при работе они должны
быть подняты или сняты.
 |
Слева: Клиноремённая передача закрыта кожухом. |
|
Двигатель
Двигатель – одноцилиндровый двухтактный карбюраторный с принудительным воздушным
охлаждением.
Рабочий объём – 60 см3. Мощность 2,6 лошадиные силы при 5500-6500 оборотах в
минуту.
Запуск двигателя – ручной (верёвка), стартёр несъёмный.
Карбюратор К-60В, воздухоочиститель – сухой, со сменным фильтрующим элементом.
Топливо – бензин А-76 в смеси с моторным маслом М-8В1 (автол), соотношение 20:1.
Объём топливного бака 1,8 литра.
Зажигание – электронное бесконтактное магнето МБ-1, свеча зажигания А-17В.
 |
 |
Двигатель культиватора «Крот» |
Культиватор «Крот» с импортным двигателем |
Трансмиссия
Двигатель выполнен в одном блоке с одноступенчатым шестерёнчатым редуктором
(моторная передача). Смазка моторного редуктора – моторное масло М-8В1.
На выходном валу моторного редуктора находится шкив. Через клиноременную
передачу крутящий момент передаётся на шкив основного редуктора.
Сцепление – постоянно выключенное, включается рукояткой по типу мотоциклетной.
При включении сцепления клиновой ремень натягивается, устраняется его
проскальзывание по шкиву и происходит передача крутящего момента.
Основной редуктор – двухступенчатый (цепь и пара шестерён). Смазка –
трансмиссионное масло ТАД-17 (SAE 85W90).
Модификации
Все модификации культиватора сводятся к:
-
Применению редуктора с передачей заднего хода.
-
Установке на мотокультиватор импортных двигателей, как двухтактных, так и
четырёхтактных.
Возможны варианты изготовления, отличающиеся конструкцией воздухоочистителя,
карбюратора, топливного крана, бензобака и др.
Некоторые умельцы устанавливают на мотокультиваторы «Крот» электрические
двигатели разных конструкций. Подача электроэнергии по кабелю.
Работа с культиватором
Вспашка почвы
На выходные валы редуктора надеты почвенные фрезы, транспортные колёса подняты,
к кронштейну прикреплён сошник, исполняющий роль тормоза и регулирующий глубину
вспашки. Фрезы являются рабочим органом и движителем мотокультиватора.
Культиватор комплектуется комплектом фрез (две внутренних и две наружных –
соответственно «правые» и «левые»). При разработке целинных и залежных земель
рекомендуется пользоваться только внутренними фрезами. На сравнительно лёгких
садово-огородных почвах допустимо дополнительно использовать третий комплект
фрез (приобретается отдельно). С шестью фрезами культиватор работает даже
устойчивей, не «зарывается» в почву.
 |
Слева: «Крот» с шестью почвенными фрезами. |
|
С восемью фрезами работа мотокультиватора невозможна. Отмечается значительная
перегрузка двигателя и трансмиссии, значительно возросшая масса и габариты могут
привести к поломке рукояток.
Прополка сорняков
Для прополки сорняков на внутренние фрезы следует вместо ножей для вспашки почвы
установить полольники Г-образной формы. На место внешних фрез могут быть
установлены диски защиты растений (приобретаются отдельно).
Прополка сорняков и предварительное окучивание картофеля
Вместо сошника устанавливается окучиватель картофеля (приобретается отдельно).
Окучивание картофеля
Вместо почвенных фрез устанавливаются металлические колёса с грунтозацепами
(приобретаются отдельно). Вместо сошника устанавливается окучиватель картофеля
(приобретается отдельно).
 |
 |
«Крот» с четырьмя почвенными фрезами. Транспортные колёса опущены |
«Крот» с установленным сзади окучивателем картофеля |
Выкапывание картофеля
Вместо почвенных фрез устанавливаются металлические колёса с грунтозацепами.
Вместо сошника устанавливается выкапыватель картофеля (приобретается отдельно).
Вспашка почвы плугом
На валы редуктора надеваются металлические колёса с грунтозацепами и сзади к
кронштейну прикрепляется плуг (приобретается отдельно).
Сенокос
Для скашивания травы и заготовки сена к культиватору спереди навешивается
сенокосилка (приобретается отдельно). На выходные валы редуктора устанавливаются
колёса. Сенокосилка соединена с двигателем клиноремённой передачей. Для этого на
выходном валу двигателя имеется дополнительный шкив.
Перекачивание воды
Для перекачивания воды из открытых водоёмов на раму устанавливается насосная
установка, соединённая клиноремённой передачей с двигателем. С тягового
редуктора клиноремённая передача должна быть снята. Насосная установка МНУ-2
приобретается отдельно.
Работа с малогабаритной тележкой
Для перевозки грузов массой до 200 кг приобретается малогабаритная тележка
ТМ-200 с поворотно-сцепным устройством. Обрезиненные колёса надеваются на
выходные валы редуктора.
Изображения:
Wikimedia Commons |